ФГОУ ВПО

            Астраханский Государственный Технический Университет

 

 

 

                                                                                 Кафедра: «Всемирная история

                                                                                                        и политология»

 

 

                     Реферат.

                           Кунсткамера.

                                                            

 

 

                                                                     Выполнил: студент группы ДЮИ-21

                                                                                         Казиев Абай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Астрахань-2005

План.

Глава I: История

1.     История Кунсткамеры

2.     Строительство здания Кунсткамеры

Глава II: Коллекции Кунсткамеры

  1. КОЛЛЕКЦИИ ПЕТРОВСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ
  2. Анатомические коллекции.

     3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ

    4. Археологические коллекции.

    5. КОЛЛЕКЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ И БЫТУ НАРОДОВ АФРИКИ

   6. Музей Ломоносова.

   7. Музей народов Сибири.

   8. НАРОДЫ КАВКАЗА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Кунсткамера, основанная ещё Петром I , является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Более того, данный музей является одним из известнейших музеев мира.

Кунсткамера является естественнонаучным и историческим музеем, потому что в нём собраны различные музейные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией, историей.

   В музей входят коллекции, связанные с этими науками. Сам он отнесён к Российской Академии Наук.

   Целью данного реферата является – рассмотрение истории Кунсткамеры, а также основных экспозиций и коллекций, находящихся в этом музее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I: История.

1. История Кунсткамеры.

   Одним из достижений Петра I было создание естественнонаучного музея – Кунсткамеры. Своё начало она берёт от коллекции голландского учёного – Рюйша, который создал коллекцию анатомических препаратов. Её купил Пётр во время своего Великого посольства.

   Впоследствии музей пополнился другими коллекциями, и вошла в состав Академии наук России. Для пополнения музея проводились различные академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались различные редкие предметы.

После академических экспедиций коллекции всех отделов Кунсткамеры пополнились весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: "в нашем хранилище находится не только все, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими почитается вещами, но и такие вещи, которых нигде не обретается". Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли нераспакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.

Петровская Кунсткамера в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. В первой половине XVIII века в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.

От большого пожара 1747 года Кунсткамера сильно пострадала: сгорела часть музейных коллекций и библиотечных книг. Часть коллекций удалось спасти, но ущерб Кунсткамере был нанесен страшный. Долгие годы после пожара велись восстановительные работы, и только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Но здание еще долго оставалось без купола башни. Его восстановили не скоро - после войны в 1948 году. Постепенно Кунсткамера восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.

  В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Петр - знаменитая "восковая персона". Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в Кунсткамере и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.

Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в ее ведение отошло все, что было связано с художественными ремеслами и искусством.

Серьезные перемены в жизнь Академии Наук и Кунсткамеры внес XIX век. В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В начале XIX века один за другим на базе коллекций Кунсткамеры было создано несколько академических музеев: Минералогический музей, Анатомический кабинет, Зоологический, Ботанический и Этнографический музеи. Позже из этих музеев выросли или академические институты, или существующие и сейчас музеи.

Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов все меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.

Этнографический музей был выделен в 1837 году. Позже он стал единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук - этнографии и антропологии. Он так и стал называться - Музей антропологии и этнографии. Он унаследовал не только коллекции Кунсткамеры, но и ее старинное здание.

2. Здание Кунсткамеры.

Далеко не все понимали, что Петр закладывал в России основы музейного дела и отечественной науки. Не все понимали и желание царя построить для Кунсткамеры специальное здание на Стрелке Васильевского (тогда Преображенского) острова.

Этому острову царь придавал особое значение. Именно здесь он намеревался сделать центр столицы. И здесь же, рядом с правительственными зданиями, задумал он разместить Академию, библиотеку и музей.

Как-то раз гуляя по дикому, заросшему деревьями берегу Невы, Петр заметил необычную сосну. В ее ствол вросла полукольцом ветка, похожая на дужку большого амбарного замка. "Вот так дерево-монстр!"-воскликнул Петр. Он повелел сосну срубить, часть ствола с вросшей веткой сохранить, а на месте сосны заложить новое здание для будущих палат. Здание было задумано по тем временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину. На пустынной тогда Стрелке Васильевского острова это было первое монументальное сооружение в новом городе. И сейчас оно остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XYIII века.

Привычное нам название Кунсткамеры закрепилось за зданием не сразу. Первоначально оно называлось "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Сохранились планы, разрезы и фиксационные чертежи здания 1737 -1741 гг., где оно именно так и названо. Позже от него отделилась Библиотека и обсерватория, а потом и другие музеи, и большая часть помещений заполнилась этнографическими вещами.

Общее архитектурное решение здания вполне отражало стиль петровского барокко. Изящная и пропорциональная центральная башня отводилась под анатомический театр (1-й этаж) и обсерваторию (2-й этаж). Башня объединяла два симметричных крыла: западное отводилось для Библиотеки, а восточное - для Кунсткамеры.

В размещении залов использовался новый и модный тогда анфиладный принцип. Интерьеры соединялись лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На 2-м и 3-м этажах главное пространство занимали большие светлые залы; в боковых ризалитах размещались разные кабинеты. Новым и тоже модным украшением интерьера были скульптуры, настенные рельефы, медальоны, изображавшие римских цезарей и мудрецов древности. Так с помощью изобразительного "языка" прокладывала себе дорогу в русское общество история и другие научные знания. Петр хотел, чтобы "древнее обиталище наук в Греции" стало, наконец, известным в России, иными словами, чтобы русские приобщились к классическому наследию.

По замыслу Петра, Палаты должны были воплощать идеи о всеобщем универсальном знании. Это означало отход от прежней ориентации на космологический подход, свойственный кабинетам редкостей эпохи Возрождения.

Здание палат заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Г.И.Маттарнови, и на этом основании его считают автором проекта. Но И.Грабарь, а следом за ним и другие исследователи, сомневаются в его авторстве. Дело в том, что Маттарнови работал у талантливого архитектора А.Шлютера, имевшего опыт проектирования подобных зданий в Берлине, и мог использовать его идеи. После Маттарнови строительство здания до 1734 года вели другие архитекторы: Н.Гербель, Г.Киавери и М.Земцов.

Здание возводили медленно, с большими перерывами. Петр торопил строителей, сам вникал во все мелочи и часто давал свои собственные деньги на строительство. Но он так и не увидел полностью законченного здания Кунсткамеры. К началу 1725 года, когда Петр умер, были возведены лишь стены. Башню и внутреннюю отделку Кунсткамеры заканчивали уже после смерти Петра. В 1726 году оно еще не было закончено, но в него перевезли коллекции из Кикиных палат. Здание подобного просветительского назначения было в своем роде уникальным. Подобных ему Европа того времени не знала. Не случайно французский путешественник 1726 года назвал его "одним из самых превосходных сооружений такого рода в Европе". Действительно, оно было так всесторонне продумано и так основательно построено, что без серьезного ремонта и переделок простояло до наших дней.

Открытие Кунсткамеры, а вместе с ней и Библиотеки, было важным событием в жизни и города, и страны. Оно происходило в очень торжественной обстановке. Съехались именитые гости, осмотрели музей и нашли, что в нем все находится в полном порядке и "выразили особливое свое удовольствие."

Скоро Кунсткамера стала одной из главных достопримечательностей новой столицы и всей России. И отечественные, и иностранные "знатные персоны", дипломаты, почетные гости, приезжавшие в столицу, обязательно посещали первый русский музей, так что, по свидетельству современников, там было всегда "великое людство" и множество "разного звания народу". Для доставки знатных гостей устроили специальный перевоз, построили пристань и выделили шлюпки, а простой люд добирался, как мог. И все дивились и любовались "натуральными и художественными редкими вещам." А их в Кунсткамере было немало. Гостей поражали и искусные золотые украшения, найденные в могилах "дикой Сибири", и самородное железо, и песочное золото, и необычная одежда жителей далеких Курильских островов и других неведомых земель и другие диковинные вещи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Коллекции Кунсткамеры.

 

1. КОЛЛЕКЦИИ ПЕТРОВСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ

Музей антропологии и этнографии Росcийской Академии наук (Кунсткамера) носит имя Петра Великого: этот первый общедоступный русский музей был его детищем. Память о нем запечатлена не только в стенах музея, возводимых при жизни Петра, но и в экспонатах, собранных им, и в личных вещах царя. Это - особая, овеществленная история. Первые коллекции Кунсткамеры были представлены в Натур-кабинете, куда вошли коллекции флоры и фауны, Кунст-кабинете, Мюнц-кабинете с коллекцией монет и медалей, Физическом кабинете. Позднее, после смерти Петра I, был создан Императорский кабинет, где были представлены его личные вещи.

Эта же система была положена в создание новой обновленной экспозиции круглого зала Петровской Кунсткамеры в 1998 г. В течение нескольких лет научные сотрудники музея работали над изучением коллекции, реставрировали экспонаты, работали над новым дизайном, органично встроенным в интерьер XVIII в. Теперь в наши дни посетители имеют возможность ощутить атмосферу первого русского музея, ознакомиться с его уникальными коллекциями в том виде, в каком его представляли создатели музея. Здесь можно рассмотреть те вещи, которые держал в руках первый Петербуржец, и заглянуть в его время.

 

2. Анатомические коллекции.

Анатомическая коллекция Рюйша.

Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.
Размещение экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом."

После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты.

"Уроды человеческие и животные" собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку они "во всех государствах сбираются как диковинки". Часть из них сохраняется и поныне, как, например, этот двухголовый теленок.

Тератологическая коллекция: уроды человеческие.

После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты.

3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ.

Коллекции антропологического отдела одни из самых старых в Музее антропологии и этнографии. История формирования антропологических коллекций Кунсткамеры начинается с указа Петра I "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей" и покупки им во время путешествия в Голландию коллекции анатомических препаратов Ф.Рюйша. Так называемая "Русская анатомическая коллекция" (т.е. препараты собранные и изготовленные в России) и коллекция Рюйша отражают определенный этап развития знаний об анатомии человека и до настоящего времени привлекают пристальное внимание историков науки.

Основные коллекции Отдела антропологии состоят из остеологических и краниологических материалов из археологических раскопок, представляющих древние (начиная с эпохи верхнего палеолита) и близкие к современности популяции России и некоторых других стран мира. Начало собирания этих коллекций связано с именем академика К.Бэра, возглавившего в 1842 г. Анатомический Кабинет Кунсткамеры (позже при нем ставший в 1878 г. Отделом антропологии Музея антропологии и этнографии).

Теперь следует сказать об истории формирования антропологических коллекций.

Наиболее ранние антропологические коллекции Музея антропологии и этнографии (конец ХVII – начало ХVIII вв.), происходят из так называемого Кабинета курьезов или Кунсткамеры Петра I. Они собирались на основании ряда указов Петра I и при его личном участии. Позднее они, вместе с закупленной в 1717 г. в Голландии уникальной коллекцией анатомических препаратов знаменитого анатома Ф.Рюйша, поступили в Петербургскую Кунсткамеру.

Краниологические и остеологические коллекции являются главным богатством отдела. Первые остеологические коллекции поступили в Анатомический кабинет С.-Петербургской Академии Наук (будущий Отдел антропологии Музея антропологии и этнографии) в 30-40-х гг. 19 в. Одними из самых ранних остеологических коллекций МАЭ являются коллекция № 5025, поступившая в 1831 г. от д-ра Мертенса (черепа алеутов, тлинкитов, эскимосов островов Уналатка, Ситха и с американского побережья Берингова пролива), а также коллекция № 5024 – череп из древнего кургана близ Аскания Нова в Мелитопольском уезде из раскопок Т.Тецмана в 1832 г.

Интенсивное накопление и исследование краниологических материалов связано с именем основоположника русской антропологии академика К.М.Бэра. Став в 1842 г. заведующим Анатомическим кабинетом и Музеем сравнительной анатомии Кунсткамеры, Бэр сумел привлечь внимание к физической антропологии членов Академии, наладил связи с российскими археологами и этнографами. В результате краниологические материалы стали поступать из разных мест, и к 1858 г. небольшая, бывшая в Кунсткамере коллекция, достигла численности в 350 черепов.

Пополнение и систематизация краниологических коллекций Музея связано также с именем доктора медицины Ю.В.Людевига, который работал в Музее в 1902–1909 гг. и был автором первого каталога Отдела. Он же был первым, кто осуществил музейную регистрацию коллекций и составил первое научное описание анатомических коллекций Кунсткамеры. После смерти Людевига это описание было дополнено и издано новым руководителем отдела антропологии Кунсткамеры К.З.Яцутой.

В последующие годы активнейшее участие в регистрации коллекций, их описании и хранении принимали сотрудники Отдела антропологии Е.В.Жиров и Б.В.Фирштейн, заведующие Отделом антропологии В.В.Гинзбург и И.И.Гохман. Особенно интенсивно остеологические коллекции пополнялись в 30-70 гг. 20 в. Значительная часть материалов из раскопок многочисленных археологических экспедиций поступала на хранение в Музея антропологии и этнографии (или во второе по величине музейное хранилище антропологических материалов в стране – Музей антропологии при Московском Государственном Университете). Организовывались также специальные палеоантропологические экспедиции Музея антропологии и этнографии по сбору материала.

4. Археологические коллекции.

В отделе археологии Музея антропологии и этнографии хранятся уникальные коллекции:
орудия труда, вооружение и предметы быта из кремня, сланца, кварца, рога, кости, меди, бронзы, железа, глины; предметы первобытного искусства из бивня мамонта, мергеля, кремня, глины, рога, кости, меди, бронзы, железа, серебра, золота (антропоморфные статуэтки, зооморфные фигурки, украшения, предметы культа). Всего свыше 500 000 предметов

На сегодняшний день знаменитое археологическое собрание МАЭ насчитывает более тысячи коллекций, в которых содержится свыше 500 тысяч предметов. Эти огромные и уникальные по своей научной значимости материалы характеризуют древние культуры Евразии и других континентов всех исторических периодов - от эпохи нижнего палеолита (500 тыс.л.н.) до средневековья (XI-XII вв.). Особое место в хранении Отдела принадлежит материалам по каменному веку. По сосредоточению самых древних памятников материальной культуры (палеолит, мезолит, неолит) археологический фонд Кунсткамеры занимает первое место среди музеев России, стран СНГ и одно из первых мест среди музеев мира.

Материалы эталонных памятников фонда дали возможность создать такие разделы первобытной истории России и стран СНГ, как нижний и верхний палеолит. Для эпохи нижнего палеолита это материалы Кударо, Тешик-Таша, Сухой Мечетки, других стоянок Крыма, Кавказа, Средней Азии. Для эпохи верхнего палеолита это всемирно известные стоянки Русской равнины (Тельманская, Костенки 1, 2, 3, 4, 14, 15, Гагарино, Елисеевичи) и Сибири (Афонтова Гора, Мальта, Кокорево).

Эти материалы обогатили науку и значительным количеством первоклассных произведений древнейшего искусства (яркая серия женских статуэток, многочисленная группа изображений животных, изготовленных из бивня мамонта, мергеля, пластины из бивня мамонта и костяные изделия, украшенные геометрическим орнаментом и зооморфными изображениями).

Отдел располагает чрезвычайно интересными коллекциями эпохи мезолита и неолита с территории Северно-Западного региона России. Прежде всего это неординарный комплекс Оленеостровского могильника на южном Оленьем острове Онежского озера, получивший мировое признание как не имеющий аналогов по богатству и специфике инвентаря и предметов первобытного искусства среди синхронных памятников северо-востока России и Фенноскандии.

В отделе содержатся богатейшие материалы по древнеземледельческой Трипольской культуре юго-запада Восточной Европы (расписная посуда, антропо-зооморфная глиняная пластика, комплексы кремнеобрабатывающих мастерских), а также по анауской культуре Средней Азии эпохи энеолита.

Среди материалов раннего железного века наиболее интересны оригинальные медные и бронзовые предметы скифо-сибирского звериного стиля, характеризующие раннюю историю одного из наиболее протяженных участков знаменитого шелкового пути. Отдел располагает значительными коллекциями из раскопок могильников в лесной полосе России - грунтовых (Томниковский, Поломский, Неволинский) и курганных ("Мерянские" могильники, Михайловское, Бережок). Помимо керамики и предметов вооружения они включают огромное количество украшений из бронзы и серебра.

Археологическое собрание Музея антропологии и этнографии, созданное трудами нескольких поколений выдающихся ученых России и стран СНГ, и на сегодняшний день не утратило своего научного значения. Напротив, по мере интенсивных археологических изысканий оно приобретает все большую ценность, оставаясь поистине золотым фондом отдела Археологии, Кунсткамеры и отечественной науки.

5. КОЛЛЕКЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ И БЫТУ НАРОДОВ АФРИКИ.

Время первого поступления - 1836 г. , последнее датируется 1997 г. Коллекции насчитвают 12 тыс. экспонатов из всех районов Африки, треть из них - из Эфиопии. Коллекции формировались в основном в конце ХIХ - начале ХХ вв. такими собирателями, как В.В.Юнкер, Э.Голуб, А.Мансфельд, Г.Мейер, Л.Фробениус, Д.А.Ольдерогге, а также врачом русского санитарного отряда в Эфиопии (А.И.Кохановский, Н.Бровцын и др.). В.Р.Арсеньев пополнил коллекции в последнее время.

Особую ценность представляет мемориальный кабинет Д.А.Ольдерогге с его библиотекой.

Площадь экспозиции составляет - 261 кв. м.
Состоит из Вводного раздела, в котором отражена история Африки и ее древней культуры, и Основного раздела, представляющего традиционные занятия африканцев - мотыжное земледелие, охоту, плетение, ткачество, кузнечную обработку металла, изготовление посуды из тыквы, резьбу по дереву, а также ритуально-магические предметы и музыкальные инструменты традиционных африканских обществ.

6. Музей Ломоносова.

В фондах музея хранятся уникальные зарубежные и отечественные научные приборы ХШ - ХIХ вв. - глобусы (в том числе Большой Академический (Готторпский) глобус-планетарий), астролябии, квадранты, солнечные часы, компасы, чертежные инструменты, телескопы и другие; произведения декоративно-прикладного искусства России и Европы ХVП -ХIХ вв. - несколько редких первых образцов русского фарфора работы Д.Виноградова, изделия из Усть-Рудицких смальт, костяные ларцы, шкатулки, барельефы холмогорских мастеров, кокосовые кубки, металлическая посуда из разных стран, осветительные приборы, мебель; атлас Н.Висхера и один из первых Российских атласов, редкие книги, в том числе рукописные; небольшая, но интересная коллекция гравюр, среди которых есть первые оттиски и редкие экземпляры; живописные портреты М.В.Ломоносова работы Миропольского и Скородумова.

Основной фонд насчитывает 3785 предметов. Из них: личные вещи М.В.Ломоносова - 6 предметов, мозаики и смальты - 42 предмета, научные приборы - 310 предмета, предметы изобразительного искусства - 463 ед., декоративно-прикладного искусства - 463 ед., монеты и медали - 103 предмета, макеты и модели - 14 предметов, книги - 241 ед., фотографии и негативы - 2185 ед.

7. Музей народов Сибири.

Сибирские фонды МАЭ часто называют золотым фондом этнографического сибиреведения. Коллекции по традиционной культуре и быту аборигенов Сибири стали поступать в Кунсткамеру еще в XVIII веке, однако до настоящего времени из них сохранились лишь единичные образцы. Самые ранние собрания по этнографии Сибири датируются первой половиной ХIХ века. К числу последних поступлений относятся экспедиционные сборы традиционной одежды долган Таймырского п-ова в 1996 г.

Сибирская коллекция МАЭ в настоящее время насчитывает 26629 коллекционных номеров и иллюстрирует развитие традиционной культуры коренных народов Сибири на протяжении двух последних столетий.

Кроме этнографических коллекций в сибирских фондах МАЭ собраны и археологические памятники, среди которых особую ценность представляют памятники древнеберингоморской культуры III тыс. до н.э. и скифского времени. Этнический диапазон сибирских фондов МАЭ уникален. Здесь представлены памятники традиционной культуры практически всех коренных народов Сибири: ненцев, манси, хантов, кетов, эвенков, эвенов, энцев, нганасан, долган, селькупов, якутов, алтайцев, хакасов, тувинцев, юкагиров, коряков, чукчей, ительменов, нивхов, орочей, ороков, негидальцев, нанайцев, ульчей, айнов , а также памятники культуры уже исчезнувших народов, например, кереков. Имеются также материалы по культуре и быту некоренного населения Сибири.

Обширна и тематика коллекций. В них представлены образцы праздничной и традиционной одежы, украшения и игрушки, орудия промысла и утварь, средства транспорта и жилища, оружия и доспехи, снаряжение всадников. Мировую известность имеют колекции по сибирскому шаманству.

Формирование столь обширной коллекции стало возможно благодаря планомерной собирательской и исследовательской деятельности Музея, причем важное место здесь занимали непосредственные экспедиционные и полевые сборы. В обширном списке собирателей и коллекционеров назовем лишь некоторых: А.Ф.Миддендорф, И.Г.Вознесенский, М.А.Кастрен, Л.И.Шренк, Р.Маак, А.В.Анучин, А.В.Анохин, В.К.Арсеньев, В.В.Радлов, В.И.Иохельсон, В.Г.Богораз, С.М.Широкогоров, Б.О.Пилсудский, В.Н.Васильев, В.М.Ионова, А.А.Дунин-Горкавич, П.Е.Островских, К.М.Рычков, В.Н. Чернецов, Л.Я.Штернберг, Б.О.Долгих, А.А. Попов, Г.М.Василевич, Г.Д.Вербов, А.Г.Данилин, Г.Н. Грачева, Л.П.Потапов.

8. НАРОДЫ КАВКАЗА.

Предметные коллекции по народам Кавказа находятся в фондах Музея и насчитывают более 1000 предметов.
К самым ранним относится коллекция одежды, приобретенная на Кавказе в 1842–1844 гг. специально для Кунсткамеры чешским ученым Ф.А. Коленати, а также мегрельский костюм, подаренный в 1837 г. Николаю I.
Сбор коллекций, характеризующих традиционно-бытовую культуру населения всего Кавказского региона, производился на протяжении всего ХХ столетия.
Каталог кавказских коллекций опубликован в сборнике МАЭ № 34 (Л., 1978).
Интерес и научную ценность представляют фото-иллюстративные коллекции Отдела. Среди них необходимо отметить особо «Альбом с рисунками жилищ, могильных памятников, одежды и украшений» (поступил в Музей в 1902 году от полковника Д.А. Вырубова, состоявшего в 1887–1892 годах начальником Владикавказского округа Терской области). Несмотря на отсутствие объяснительных текстов, альбом имеет значение первоисточника, дающего представление о былом внешнем виде несохранившихся или к настоящему времени сильно пострадавших архитектурных памятников Центрального Кавказа (в первую очередь, Балкарии).

Основными собирателями коллекций являлись Ф.И.Хускивадзе (1890-е гг. - Грузия), М.Пашаев (1910-е гг. - Дагестан), Р.Магомедов (1910-е гг. - Дагестан), О.Л.Вильчевский (1920-е гг. - курды), Е.М.Шиллинг (1940-е гг. - Дагестан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

 

www.kunstkamera.ru

Решетов А.М. Музей антропологии и этнографии РАН в последней четверти XIX – первой четверти XX века: проблемы создания и реорганизации // Кунсткамера вчера, сегодня, завтра. СПб., 1997. Т. 1.  С. 9–44

Стецкевич Е.С. Художники Академии наук и Кунсткамера в XVIII в. //Кунсткамера. Этнографические тетради. — 1997. — Вып. 11.  С. 248–267: ил. — Библиогр. в примеч.: с. 264–267.

Рудольф Итс. Кунсткамера. Л.: «Лениздат», 1980.

 П.П. Пирогов. Васильевский остров. Л.: «Лениздат», 1966.

Ч.М. Таксами. Петровская кунсткамера. М.: «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2000.

 

Hosted by uCoz