Точка
зрения.
Здесь всё просто. Особо
интересные мнения по важным событиям, темам будут публиковаться здесь.
Материалы присылайте на governer1@yandex.ru.
К вопросу о
карикатурах на пророка Мухаммеда (15.02.2006).
К вопросу об опричнине (10.02.2006).
К вопросу о карикатурах на пророка Мухаммеда (15.02.2006).
В
последние дни только и говорят о том, что вследствие того, что в некоторых
европейских газетах были опубликованы карикатуры на мусульманского пророка Мухаммеда,
начались волнения и беспорядки.
Нужно
отметить, что возникли они в странах, в общем, то бедных, где уровень жизни
населения низок. Мусульмане из тех мест заявляют, что ни их пророка, ни Аллаха
изображать нельзя, нужно отметить, что нельзя изображать в исламе и простых
людей (вспомним уничтожение буддийских статуй в Афганистане талибами).
После публикаций начались беспорядки, погромы, в которых имеются и человеческие
жертвы.
Встаёт
вопрос, действительно ли причина этого – публикации. На мой взгляд, нет. В
российских газетах и журналах тоже встречались изображения и Мухаммеда, и
Аллаха, но никто из российских мусульман из-за этого не громил редакции.
В
чём причина? Она кроется в том, что публикация карикатур – не причина, а повод.
Причины имеют иную природу. Они кроятся в низком уровне жизни в тех странах,
где происходят волнения. Нищета, безработица людей делает более агрессивными к
более зажиточному Западноевропейскому «миру». Нужно отметить, что и боевики-наёмники
идут бороться за ислам наверняка из-за того, что им нечего делать на Родине из-за
отсутствия работы и средств к существованию (подобное
было в Европе во время Крестовых походов). Кроме того, нужно отметить и желание
некоторых лидеров подогреть обстановку.
Таким
образом, карикатуры – не суть проблемы, вводя меры по запрету информации, «оскорбляющей»
чувства верующих, срезается только верхушка айсберга, корень зла в другом
месте.
В
конце можно задать вопрос: почему же христиане не громят редакции, не избивают
и не убивают людей, которые подобными методами, оскорбляющими их чувства. Ответ
прост: им есть, чем заняться, и озлобленности меньше.
К вопросу об опричнине.
XVI
век был сложным переходным столетием в истории России. Он ознаменовал
окончательный отказ от возможности вернуться в состояние раздробленности,
создание единого государства со своим судебником, органами управления, армией и
т.п. Особенно сложными были 60-70-е годы – время опричнины.
Ходит
много споров об этой политике, проводимой Иваном IV, о её целях, итогах,
надобности вообще. Я не буду заново излагать весь ход событий этого периода,
ибо информации о нём предостаточно, я остановлюсь на оценке данного явления.
Многие,
со времён Карамзина, склонны подходить к оценке опричнины со стороны морали,
причём нашего времени, что является грубейшей ошибкой. По ним Иван Грозный
предстаёт как лютый царь-кровопийца, любимое дело которого убивать людей
сотнями и тысячами. Это накладывает отпечаток на российский народ того и
последующих веков: грубый, невежественный, кровожадный и т.п.
Но
как я уже писал это только моральный взгляд, причём вырванный из контекста
Отечественной и Всемирной истории.
Опричнина
в XVI веке была необходима. Дело в том, что государство только что
образовалось, оно не имело чёткой системы управления, оставались старые
порядки, территории сохраняли автономность, бояре и князья при удачном случае
могли восстать и разорвать государство на куски, город, выступавший одним из
главных факторов объединения в Зап. Европе, был
развит слабо. Таким образом, всё было за то, чтобы Российского государства не
было.
Единственным
выходом была опричнина. В её цели входило выбить экономическую базу у бояр и
князей, наладить обороноспособность страны, подавить сепаратистские настроения
и создать единый централизованный аппарат управления.
К
сожалению, не всё было сделано, но главное – была выбита почва у сепаратистов и
Россия осталась единой.
В
конце следует сказать о методах. Считается, что они были жестокими, как считают
многие такое присуще только для Азии. Но вспомним, процессы, происходившие в
это время в Западной Европе: во время Варфаламеевской
ночи убито более 30 тыс. невинных людей, при подавлении мятежа в Нидерландах
вырезались целые деревни и города. Не буду говорить о Крестьянской войне в
Германии и колониальных захватах, ибо там счёт жертвам шёл на сотни тысяч и
миллионы. При Иване Грозном было казнено только 6000 бояр, дворян, их слуг и
т.п. Конечно же, можно считать, что уничтожение тысяч представителей
привилегированных слоёв общества намного ужаснее, чем истребление десятков,
сотен тысяч и миллионов простых людей.
На
счёт морали Ивана IV, имевшего в разное время несколько жён: у Генриха VIII (1491-1547), короля
английского, было ПЯТЬ жён, среди которых Анна Болейн, Джейн Сеймор, Анна, Катерина Ховард(казнена), Катерина Парр.
Таким
образом, нельзя вырывать историю России из контекста Всемирной истории и делать
из неё нечто дьявольски ужасное. Процессы, происходившие в государстве, были
закономерны для того времени. Жестокость же была меньше, чем в Западной Европе.
Само же явление, когда российский народ называют более грубым, невежественным,
жестоким, напоминает пословицу: в чужом глазу сучок заметишь, а в своём бревно
не заметишь.
Европоцентристам посвящается.
Бесчастнов Н.